Олигофрения: три степени градации и прогноз

Часто встречаемые на жизненном пути люди, плохо реагирующие на обращения к ним, с уплощенными эмоциями и контретно-предметно мыслящие озадачивают окружающих. Но мало кто знает, что причина такого «стиля» поведения кроется в олигофрении.

Симптомы и разновидности

Олигофрения видна уже с первых лет жизни и проявляется в недоразвитости психоэмоциональной сферы, слабым развитием мышления. Единственный плюс заключается в хорошей механической памяти, что позволяет индивиду далее неплохо приспособиться к жизни, выполняя простую однообразную работу. По тяжести олигофрения делится на:

  • легкую (обнаруживается только в подростковом возрасте);
  • среднюю;
  • тяжелую;
  • глубокую (с IQ ниже 20)
    Интеллектуальная инвалидность выражена и внешне. Ее выдает диспропорциональное лицо, наличие эпиканта («монгольской складки»), пороки сердца, неуклюжесть моторики. Патология хорошо поддается коррекции, если обращение к психиатру произошло вовремя. Кроме него часто требуется наблюдение у невролога, терапии с психологом и другими специалистами.
    Г.Е. Сухарев выделил два закона олигофрении:
  • закон иерархичности недоразвития;
  • закон тотальности
    Недоразвитие касается всех сфер: психических, соматических, моторных. Иерархичность выражается в последовательном и поэтапном разворачивании активности на разных пластах коры головного мозга, что с трудом происходит у олигофреников. Э.Сеген так охарактеризовал возможности этой категории больных:

Физически он не может, умственно он не знает, психически — не желает»

Он отмечал отсутствие воли как главный недостаток умственно отсталых детей. Л.С. Выготский в свою очередь считал, что слабость ориентировочной деятельности и снижение активности являются главными последствиями поражения мозга.

Лечение олигофрении

Причина возникновении олигофрении кроется в недоразвитии областей мозга. Если своевременно начать коррекционные мероприятия, то возможно существенное улучшение, хотя интеллект будет всегда отставать от здоровых ровестников. Положительная сторона заболевания заключается в том, что оно непрогедиентно, как, например, шизофрения, т.е. дефицит развития не углубляется с течением жизни, а остается на отметке, диагностированной в детстве, или ситуация немного улучшается после специализированного лечения.
Со стороны психолого-педагогической работы требуется подробное обучение схемам коммуникации, разучивание ролевых игр, основные компоненты которых ребенок вследствии присущей олигофрении мании подражания перенесет на реальные жизненные ситуации, что поспособствует его социализации.

Прогноз

Лица с олигофренией вполне могут взять на себя бытовые обязанности и даже работать, за исключением случаев тяжелой глубокой олигофрении. Однако, олигофреники часто нне способны достичь определенных позиций в коллективе: лидерства, повышения в должности и пр. Им мешают:

  • плоское рудиментарное мышление;
  • скудный эмоциональный набор реакций (выражение только радости или недовольства);
  • непереносимость ситуаций, требующих интеллектуального напряжения;
  • убогий словарный запас
    Поведение отличается двумя полярностями: робостью и застенчивостью или агрессивностью. Дети с олигофренией лучше запоминают диалогическую речь, осваивая через нее навыки коммуникативного общения. Но даже после длительного специального обучения монологическая речь оказывается им недоступной.
    Правильная адаптация к социуму требует работы психолога, а также терпимого обращения родственников. Сниженная реакция на раздражители корректируется, как правило, медикаментозно.

Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Поиск

Соцсети