Олигофрения: три степени градации и прогноз
Часто встречаемые на жизненном пути люди, плохо реагирующие на обращения к ним, с уплощенными эмоциями и контретно-предметно мыслящие озадачивают окружающих. Но мало кто знает, что причина такого “стиля” поведения кроется в олигофрении.
Симптомы и разновидности
Олигофрения видна уже с первых лет жизни и проявляется в недоразвитости психоэмоциональной сферы, слабым развитием мышления. Единственный плюс заключается в хорошей механической памяти, что позволяет индивиду далее неплохо приспособиться к жизни, выполняя простую однообразную работу. По тяжести олигофрения делится на:
- легкую (обнаруживается только в подростковом возрасте);
- среднюю;
- тяжелую;
- глубокую (с IQ ниже 20)
Интеллектуальная инвалидность выражена и внешне. Ее выдает диспропорциональное лицо, наличие эпиканта (“монгольской складки”), пороки сердца, неуклюжесть моторики. Патология хорошо поддается коррекции, если обращение к психиатру произошло вовремя. Кроме него часто требуется наблюдение у невролога, терапии с психологом и другими специалистами.
Г.Е. Сухарев выделил два закона олигофрении: - закон иерархичности недоразвития;
- закон тотальности
Недоразвитие касается всех сфер: психических, соматических, моторных. Иерархичность выражается в последовательном и поэтапном разворачивании активности на разных пластах коры головного мозга, что с трудом происходит у олигофреников. Э.Сеген так охарактеризовал возможности этой категории больных:
Физически он не может, умственно он не знает, психически — не желает”
Он отмечал отсутствие воли как главный недостаток умственно отсталых детей. Л.С. Выготский в свою очередь считал, что слабость ориентировочной деятельности и снижение активности являются главными последствиями поражения мозга.
Лечение олигофрении
Причина возникновении олигофрении кроется в недоразвитии областей мозга. Если своевременно начать коррекционные мероприятия, то возможно существенное улучшение, хотя интеллект будет всегда отставать от здоровых ровестников. Положительная сторона заболевания заключается в том, что оно непрогедиентно, как, например, шизофрения, т.е. дефицит развития не углубляется с течением жизни, а остается на отметке, диагностированной в детстве, или ситуация немного улучшается после специализированного лечения.
Со стороны психолого-педагогической работы требуется подробное обучение схемам коммуникации, разучивание ролевых игр, основные компоненты которых ребенок вследствии присущей олигофрении мании подражания перенесет на реальные жизненные ситуации, что поспособствует его социализации.
Прогноз
Лица с олигофренией вполне могут взять на себя бытовые обязанности и даже работать, за исключением случаев тяжелой глубокой олигофрении. Однако, олигофреники часто нне способны достичь определенных позиций в коллективе: лидерства, повышения в должности и пр. Им мешают:
- плоское рудиментарное мышление;
- скудный эмоциональный набор реакций (выражение только радости или недовольства);
- непереносимость ситуаций, требующих интеллектуального напряжения;
- убогий словарный запас
Поведение отличается двумя полярностями: робостью и застенчивостью или агрессивностью. Дети с олигофренией лучше запоминают диалогическую речь, осваивая через нее навыки коммуникативного общения. Но даже после длительного специального обучения монологическая речь оказывается им недоступной.
Правильная адаптация к социуму требует работы психолога, а также терпимого обращения родственников. Сниженная реакция на раздражители корректируется, как правило, медикаментозно.
Всего прочитали 5,462 , Сегодня прочитали 12