Опросник Кеттела: 16 параметров в шкале описывают личность

Опросник Кеттела: 16 параметров в шкале описывают личность

Факторный анализ личности становится методологической и теоретической основой теста. Вероятностная модель индивидуально-психологических свойств личности отражена в структуре опросника. Кеттел, разрабатывая его, старался максимально точно отразить все составные личностной композиции.

Надежен ли тест Кеттела

Психологи используют опросник Кеттела, когда необходимо максимально быстро получить представление о каждом человеке из группы. Для всех форм методики интерпретация 16-ти первичных факторов идентична. Субъективный фактор исследования сводится к минимуму при применении тестовых методик. Строение теста:

  • вопросы;
  • бланк для ответов;
  • ключ
    После внимательного прочтения вопросов, респонденту предлагается заполнить бланк. Полученные “сырые” баллы затем обрабатываются психологом-диагностом, и записывается сумма баллов по каждой из 17 шкал (16 личностных факторов + фактор самооценки).

По каким параметрам оценивается личность

Разные свойства индивида рассматриваются по следующим шкалам:

  • A (замкнутость-общительность);
  • B (интеллект);
  • C (эмоциональная стабильность-нестабильность);
  • E (доминантность-подчиненность);
  • F (экспрессивность-сдержанность);
  • G (высокая-низкая нормативность поведения);
  • H (смелость-робость);
  • I (чувствительность-жесткость);
  • L (доверчивость-подозрительность);
  • М (мечтательность-практичность);
  • N (дипломатичность-прямолинейность);
  • О (тревожность-спокойствие);
  • Q1 (радикализм-консерватизм);
  • Q2 (нонконформизм-конформизм);
  • Q3 (высокий-низкий самоконтроль);
  • Q4 (напряженность-расслабленность);
  • MD (адекватная-неадекватная самооценка)
    Далее следуют факторы, считающиеся вторичными. К ним относятся:
  • F1 (тревога);
  • F2 (интроверсия-экстраверсия);
  • F3 (чувствительность);
  • F4 (конформность)
    Средние значения по баллам относятся к зоне неопределенности. Их получение говорит об одинаковых шансах проявления противоположных полюсов поведения в действиях личности. Обработка и интерпретация результатов теста должна проводиться квалифицированным диагностом.

Факторные полюсы и их влияние на особенности поведения

В факторе А выделяют пару противоположных полюсов личности.
В зависимости от того, сколько баллов набирает реципиент его общая характеристика как личности укладывается в несколько общих полюсов, названных:

  • шизотимия (ригидный, негибкий характер);
  • циклотимия (склонность к компромиссам, дипломатичность)
    Положение баллов посередине исключает принадлежность поведенческих реакций к определенному полюсу и ставит прогнозирование поведения в тупик. Для этого были разработаны иные факторы, дополняющие и позволяющие рассматривать личность в более разнообразных ракурсах: необщительный и прямолинейный человек может обладать высоким уровнем самоконтроля и быть ответственным. При расстановке кадров на предприятии ему подойдет рутинная, техническая работа, исключающая коммуникацию с клиентами.

Фактор В
Ограниченность и простота средств тестирования делают оценку интеллекта несущественной в данном опроснике. Для более точного определения уровня интеллекта применяют более узко специализированные тесты и методики.

Фактор С
Делится на “слабое эго”, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, и “сильным эго” с преобладанием эмоциональной выдержанности, зрелости и рационального взгляда на вещи.

Фактор Е
Малое число баллов по шкале говорит о склонности к покорности, а большое — о доминантном поведении.

Из примеров выше видно, что оценка по шкалам интуитивно понятна, достаточно лишь внимательно изучить интерпретатор. Однако, диагносту следует помнить, что куски интерпретатора не дают 100%-ной гарантии правильности. Качественные характеристики (полученные с помощью наблюдения, субъективизации через личный опыт психолога) всегда превалируют над количественными (баллы тестов). Кроме того, более глубинный взгляд на личность во всем море тестового материала дают проективные методики, не обладающие строгой шкалой баллов, но отражающие личностную структуру сквозь призму ассоциаций. При оценке личности важно проводить интервью и представлять комплексный набор стимульного материала, подобрать который верно сможет лишь квалифицированный психолог. Самодиагностика дает весьма неточные результаты.

Всего прочитали 224 , Сегодня прочитали 2 

admin

Проработав психологом более 20 лет, хочется разделить знания и опыт со следующим поколением молодых специалистов. Информация будет также интересна широкому кругу читателей, любящих познавать новое.

Оставьте свое сообщение