поражение мозга

Органическое поражение мозга: как оно может проявляться

Науке известно немало случаев, когда здоровый человек начинает стремительно «угасать» в повседневной деятельности. Первым звоночком становятся провалы в памяти: больной не узнает пути в метро (где сделать пересадки) и прокладывает его каждый раз заново. Отмечается быстрая утомляемость и невозможность сконцентрироваться на деле в течение продолжительного отрезка времени.

Патогенез

Истоки сбоев на органическом уровне мозговой деятельности следует искать в травмах, интоксикациях, злоупотреблении психотропными препаратами.
Органический ППС возникает после периода нормальной жизни вследствие:

  • опухолей мозга;
  • черепно-мозговых травм;
  • энцефалита или менингита;
  • геронтологических болезней;
    Оскудение эмоциональных реакций, угнетение процессов познавания и общая отстраненность от внешнего мира с доминорованием уплощенных исключительно примитивных реакций на внешние раздражители характеризует «органику» расстройства. Речь часто остается стройна по логической структуре, однако появляются грамматические ошибки. В повседневном общении мимика малодифференцирована, пантомимика усилена, преобладает экстрапунитивная реакция на неудачи.

Разновидности органического поражения мозга

По результатам психодиагностики говорят о наличии органического патопсихологического симптомокомплекса (ППС). Он встречается в нескольких вариациях:

  • мнестический;
  • лабильный;
  • ригидный
    Признаки каждого отчетливо просматриваются в когнитивных способностях, по параметрам утомляемости, внимательности и целому ряду факторов.
    Сужение объема памяти характерно для любого вида ППС. Тест Векслера помогает однозначно отделить органический ППС от:
  • шизофренического;
  • личностно-аномального;
  • аффективного (гипотимической разновидности)
    Но вышеперечисленные группы расстройств часто сочетаются с органическим ППС.
Влияние алкогольной интоксикайии на мозг

Мнестический вариант


Четко видна доминанта расстройств памяти над дефектами мышления. При выполнении стимульных заданий фиксируется отказ от выполнения более сложных, подсказки принимаются, но респондент пользуется ими не полностью. Долгосрочная память, как и краткосрочная фрагментарна. Снижены способности к абстрагированию, синтезу информации. В этой вариации критичность мышления ослаблена сильнее всего.

Лабильный


Постепенная истощаемость и снижение устойчивости внимания, что проявляется в снижении качества заучивании. При выполнении заданий отсутствует осмысленная стратегия, респондент хаотично перескакивает с одного пункта на другой, последовательно с ним не связанный. Истощаемость гиперстеническая.

Ригидный


При ригидном варианте на первый план выступают персеверации, инертность мышления и низкий его темп. Ослаблена критичность мышления. Порог эмоциональной реакции низкий, присутствует аффективность и нарушения волевого контроля.
В ригидном варианте истощаемость идет по гипостеническому руслу.


Опубликовано

в

от

Метки:

Поиск

Соцсети