Что нельзя делать при оказании психологической поддержки: советы от эксперта

Что нельзя делать при оказании психологической поддержки: 6 «не», которые важно помнить

Советы психологам-новичкам, которые еще не выработали собственный стиль взаимодействия с клиентом. С какими предложениями и настроениями лучше не общаться с аудиторией. Рассмотрим, что нельзя делать при оказании психологической поддержки, даже если имеется квалификация и сертификат соответствия профессиональным требованиям.

Преувеличивать свои знания и навыки

Люди обычно не ищут гуру, хитро наталкивающего их на путь мудрости. Дать понять, что клиент сам сделает финальный выбор, несмотря на весь профессионализм наставника, — основное правило. Ситуация должна быть «в руках страдающего», а не в руках психолога. И клиенту нужно дать ощущение владения ею.

Давать оценки переживаниям и поступкам людей

Психолога могут раздражать некоторые реплики человека, вызывать смех или презрение. Именно поэтому З.Фрейд принимал своих пациентов на кушетке в положении, при котором они не видят выражения его лица. Кстати, основатель гештальт-терапии Ф.Перлз его за это и критиковал, называя его метод бесчеловечных, поскольку он «даже в глаза им смотреть не хотел».
Так вот нюансы общения нельзя «отреагировать». Да, многие рассуждения иногда вызывают бурю негодования или отвращение, но опытный специалист сможет держать эти эмоции в себе. Запрещено относиться к собеседнику с предубеждением, открыто выражать негативное мнение, крепить ему «ярлыки» из диагностических критериев.
Однако, выражать сопереживание полезно. Главное, не переборщить и позволить иногда помолчать, собраться с мыслями, побыть в тишине и одиночестве. Но важно предоставить человеку свободный доступ к собственной персоне, чтобы он знал, что всегда сможет продолжить позже.

Злоупотреблять положением человека, оказывающего помощь

Несмотря на то, что Вам доверили лечение души, нельзя пытаться извлечь из ситуации «побочную выгоду»: прикасаться к клиенту, заставлять его сделать нечто лично для вас, просить взаймы.
Вместо этого рекомендуется поощрять усилия и меры, которые человек предпринял для самостоятельного выхода из кризисной ситуации.

Принуждать человека рассказывать о том, что произошло

После стресса или психотравмы включается защитный механизм психики — игнорирование или отрицание. Уклонение от обсуждения психотравмирующего события нужно воспринимать спокойно, не пытаясь всеми силами навести разговор на «больную тему».


Притом при последующем обсуждении любого момента не следует слишком выражаться, используя для характеристики людей неприятные эпитеты вроде «сумасброд», «глупышка», «дурачок».

Что нельзя делать при оказании психологической поддержки: первые шаги в психологической помощи

Вести себя назойливо и бесцеремонно, навязывая помощь

Стандартная ошибка начинающих психологов, которые от природы общительны. С опытом мы начинаем чувствовать, когда необходимо дать человеку время на отдых, сделать перерыв. Частые позволяет к общению, ноль желания с его стороны не принесут результата.
Работа психолога предполагает наличие желания искать психологическую поддержку со стороны клиента. Но когда данного феномена не наблюдается, следует приостановить попытки «помочь».

Предоставлять ложную информацию или давать обманчивые обещания

Обещать сверх разумного не стоит. Клиенту станет еще больнее, когда он поймет, что его фактически успокоили пустыми обещаниями. Понятно, что порой требования бывают завышенными, но разумный компромисс нужно постараться найти.
Был у меня «случай», когда пациент просил продолжать с ним дружеские отношения в такой форме: иногда встречаться за чашкой кофе. Не дома, разумеется. Но принять такую сверх близость было слишком сложно, поскольку могли завязаться отношения совсем другого рода. Придумано как хитрость: пришлось сослаться на скорый отъезд для работы по контракту очень далеко.


Опубликовано

в

от

Поиск

Соцсети