Понятие психических процессов как составных элементов психики

Психологи первыми стали рассматривать внутреннюю жизнь души, разделяя ее на части. Такие составляющие души стали называться психическими процессами. Психическим процессы это условные единицы психики, участвующие в сборе, интерпретации (переработке) информации и планировании. Благодаря им человек может представлять себе картину окружающего мира, прогнозировать изменения, составлять план действий на основе полученной информации.

Какие названия носят психические процессы

Всё видимое, осязаемое, обоняемое вносит свой вклад в отображение в мозге определенных образов, связанных со средой. Генерация образов с присущими им характеристиками – основная задача воображения. Оно закладывает базу для суждений мышления, которое относит те или иные события к разрядам нейтральных, хороших или плохих. Память запоминает и далее выводит общую картину представления при появлении хотя бы части из сложившегося ранее цельного образа. 

К психическим процессам относятся:

  1. Познавательные (мышление, ощущения, воображение, память, восприятие, представление).
  2. Волевые (целеполагание, принятие решений, борьба мотивов).
  3. Эмоциональные (чувства, эмоции, аффекты, стресс).

Психические процессы кратковременны и динамичны. Их возникновение обусловлено воздействием внешних раздражителей. Они взбудораживают организм на время: имеют начало, течение и конец.

Для лучшего понимания, что такое психические процессы, важно иметь представление о каждом из них в отдельности. Несмотря на то, что деление их условно, и они воздействуют на поведение человека в совокупности.

Волевые психические процессы

Детерминация поведения личности, которая была социально сформирована и сознательно закреплена, называется волей. Воля – это способность души, определяющая и побуждающая активность человека (К.К. Платонов). Она относится к арсеналу высших психических функций, позволяет личности контролировать поведенческие отклики, регулировать психические процессы. В детском возрасте волевые качества развиты слабо, ребенок нуждается в надзоре со стороны старших, а по мере взросления обретает большую автономию. Вместе с тем взрослый человек несет большую ответственности за поступки, курс которых он вынужден выравнивать в условиях открывшейся свободы и повышенной степени самостоятельности. Как измерить параметры воли? В психодиагностики для измерения развития волевых качеств используется «Шкала контроля за действием при планировании» Ю. Куля в адаптации С.А. Шапкина, «Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» Г.С. Никифорова, С.В. Фирсова и В.К. Васильева.

С понятием воли тесно связаны термины «произвольные и непроизвольные действия». Первые возникают как результат осмысленного приложения воли, имеют цель достичь определенного эффекта. Непроизвольные действия проистекают в измененных психических состояниях (транса, аффекта) и носят импульсивный характер, могут воплощать в жизнь установки. Зачатки воли заключены в потребностях индивида, поскольку именно потребности становятся триггером действий.

Когда одновременно возникает две потребности или два мотива, такой феномен называется «борьбой мотивов». Борьба подразумевает, что одновременное осуществление двух желаний невозможно или приведет к потерям в обеих аспектах. Тогда индивид выбирает наиболее значимую потребность, а другую отодвигает на задний план. Зачем нужен психолог в таком случае? В состоянии стресса или измененного психического осознавания человек порой затрудняется в ситуациях сложного выбора, упуская из вида, возможно, существующие альтернативные способы удовлетворения потребности. Тогда психолог, взглянув на ситуацию со стороны, подсказывает все пропущенные варианты и помогает оценить плюсы и минусы каждого решения (к примеру, методом «Квадрат Декарта»).

Волевое действие представляет собой внутреннюю побудительную силу, определяемую регулярным самовоспитанием, самоконтролем, убеждением, а не только биологическими задатками темперамента.

Познавательные психические процессы

Для начала распознавания предметов и явлений мира человеку необходимо получить какие-то ощущения от отдельных предметов, а также ощутить их воздействие. Это выполняется с помощью органов чувств, восприятия, ощущения, а получив максимум доступной информации, индивид начинает ее перерабатывать в мыслительном процессе в целях формирования понятий. Когда схожее понятие через некоторое время вновь предстает перед ним, в уме всплывает весь комплекс полученных ранее знаний. На основании него возможна антиципация, прогнозирование поступков.

Мышление как разновидность познания реализуется в трех формах:

  • суждение
  • умозаключение
  • понятие

Суждение отражают связи между явлениями и предметами. Примеры суждения: «Котик маленький, значит его нужно кормить», «я потолстела, поэтому надо уменьшить количество сладкого в рационе».

Мышлению присуща оперативная деятельность. На основе правильных исходных данных (посылок) по законам логики выводится умозаключение. Но вывести его верно невозможно, не овладев операциями мышления:

  • абстрагированием;
  • анализом;
  • конкретизацией;
  • синтезом;
  • классификацией;
  • обобщением

В гештальтпсихологии мышление рассматривается как переструктурирование проблемной ситуации с помощью инсайта. Бихевиористы видят его процессом формирования связей между стимулами и реакциями. Психоанализ вышел за пределы сознательного, связал мышление с потребностями и мотивами. Формирование мышление происходит только в процессе деятельности. При появлении проблемы активизируется мыслительная деятельность, выдвигаются гипотезы о ее природе, суждения, далее их верность проверяется, и результатом становятся умозаключения. Финальным продуктом умозаключений являются понятия. Понятие – это концепция образа действительности, включающая не только ее внешний облик, но и внутренние свойства, характеристика воздействия на другие объекты.

Эмоциональные психические процессы

Выразителями эмоций являются не только мимика, движение губ, но и тоническое напряжение мышц. При невротических расстройствах наблюдается заметная скованность движений вследствие перенапряжение мускулатуры. Снять напряжение психологическими методами помогает аутогенная тренировка и техники релаксации.

Функции эмоций:

  • отражательная;
  • коммуникативная;
  • переключательная;
  • подкрепляющая

Сфера эмоций отражает отношение личности к событиям и людям вокруг. Состояние человека и его оценочные установки к чему-то формируют эмоциональные переживания, которые мотивируют и регулируют деятельность. Эмоции проявляются страхом, удовольствием или неудовольствием, т.е. объективными реакциями на стимулы среды.

Эмоции и их проявления в зависимости от стимулов

Отвечая на вопрос, что такое психические процессы, следует различать отдельные конструкты психики (мышление, восприятие, эмоции, волю) и понимать, как они взаимодействуют при получении стимула. Степень их вовлечения в общую схему действия и модель обработки информации является определяющим фактором прогноза поведения человека.

Зачем нужен психолог в таком случае? Психологи тратят огромное количество времени на изучение психики, проведение экспериментов и занесение их результатов в копилку знаний о людских поступках. Имея такой багаж знаний, специально обученный психолог быстрее и с меньшей вероятностью ошибки ранжирует людей по присущим им моделям поведения. Это называется ПРОФАЙЛИНГ, психодиагностика или составление психологического портрета.


Опубликовано

в

от

Поиск

Соцсети