невозможность вести активную борьбу

Выученная беспомощность: «провальные» установки и способы их исправить

Впервые синдром выученной беспомощности открыл в 1967 году Мартин Селигман, поставивший опыты на собаках. Несколько негативных результатов в прошлом заставляли псов поверить в невозможность успеха. Они переставали бороться и вели себя пассивно при следующих подобных инцидентах. Впоследствии теория выученной беспомощности была проверена на людях и получила неоспоримые подтверждения.

Почему выученная

Изначально любому типу характера не свойственно сдаваться. Однако, на жизненном пути порой подстерегают неудачи. Столкнувшись энное количество раз с ними, при условии, что попытки улучшить своё положение оказались тщетными, личность впоследствии уже не предпринимает их, даже если есть объективные возможности взять реванш.

Как выявить синдром выученной беспомощности

Точного перечня диагностических критериев здесь нет, поскольку синдром выученной беспомощности – это всего лишь временное состояние, а не заболевание. Существует тест Джеффри Янга YSQ-S3R, русский перевод выполнен Касьяником П.М., Романовой Е.В.

Помимо теста его могут выдавать мыслительные схемы и установки, проявляющиеся в разговоре страдающего в подобных фразах:

  1. «От меня ничего не зависит».
  2. «Не стоит и пытаться, оклад мне все равно не повысят».
  3. «Все умнее меня в окружении».
  4. «Таланта у меня нет, поэтому и учиться петь я не буду, ничего не получится».

Психологическая помощь при выученной беспомощности

При таком состоянии важно осознать его наличие. Необязательно идти на консультацию к психологу. Психологическую помощь при выученной беспомощности можно оказывать себе самостоятельно:

  • найти реальные способы поправить положение («реальные» значит не в одночасье);
  • поощрять себя за попытки;
  • находить плюсы в уже сделанном и гиперболизировать их
  • формировать позитивные установки «я могу», «всё получится»

Зацикливаться на паре-тройке предыдущих неудач – самое вредное для дальнейшего развития дело. Всему, в том числе, ошибкам из прошлого важно уделять своё время, а не полжизни размышлений.

Для учёных, долгое время считавших синдром выученной беспомощности явлением приобретенным, выявить позже, что это скорее врожденный синдром или «воспитанный с детства», стало удивительным. Контрольные группы респондентов, выявивших наличие данного синдрома, состояли в основном из людей, воспитанных в условиях, когда один из родителей долгое время не мог избавиться от гнёта другого, или сами дети становились жертвами обстоятельств, которые не могли изменить. Другой их особенностью был реактивный стиль взаимодействия со средой.

Активные и реактивные люди

Активный тип стремится проявлять инициативу, налаживает контакт, идёт на разговор. Реактивному, напротив, больше присуща пассивность, потакание желаниям другим, легкая «сгибаемость» при определенной интенсивности давления. Именно реактивный тип становится первым претендентом на то, чтобы рассуждать о ситуации с позиции выученной беспомощности.

Выученная беспомощность при провале отношений в прошлом

В чем это может заключаться? В отсутствии деятельности, направленной на улучшение качества жизни. К чему это может привести? К стрессу, который в затяжном состоянии перетечет в депрессию. Долгое пребывание в депрессии без лечения, возможно, приведёт к суицидальным мыслям и первым попыткам суицида.


Опубликовано

в

от

Поиск

Соцсети