Психологическая помощь онлайн в виде экзистенциальной терапии

Плюсы экзистенциальной психотерапии для отдельных групп пациентов

Немецкий психолог Г. Мейер говорил, что в русле когнитивно-поведенческой и пр. терапий «вся жизнь человека превращается в технологический комплекс, состоящий из технологии успеха, технологии счастья, технологии приобретения материальных благ, технологии обращения с людьми, технологии любовных отношений, технологии достижения власти и влияния, технологии воспитания». А французский писатель Г. Марсел называл эти технологии «приемами обесчеловечивания».

И так немалая группа психологов считала, что манипулирование человеком находит свое наиболее раскрытое воплощение в психологии, которая напротив должна не разрушать индивидуальность, а помогать ее сформировать. Технологизм, принятый в терапиях, дегуманизирует психологию, считающую своим достижением выход именно на технологический уровень.

Понятие экзистенциальности

Латинское слово existere часто переводится на русский термином «существование», потому как многие дилетанты считают, что надо переводить с английского “existence”, забывая, что оно является также заимствованным (из латинского). Истинный перевод звучит как «появление», «выделение». Человек и его бытие выделяются из аморфной среды беспорядочных действий, мятежных стенаний души. Таково действие экзистенциальной психотерапии: оно учит жить в осуществлении своей воли, процессе принятия решений, включая несение ответственности за выбор, сделанный на жизненном пути. При том отношения терапевта и клиента не носят характер «учитель-ученик», а располагаются в оси взаимного содействия, диалога живых людей.

Основные задачи экзистенциальной психотерапии

Происходит обращение к первоосновая человеческого Бытия, его базовым категориям. При том терапевт, играя роль попутчика, должен сам обладать необходимыми личностными особенностями. Если ролевому взаимодействию можно обучиться, то личностным характеристикам в универститете не учатся. Умелый психотерапевт выстраивает доверительные отношения с клиентом, обладает навыками совладания с неизбежными в процессе психотерапевтического воздействия чувствами:

  • волнением;
  • фрустрацией;
  • изоляцией

Развитые копинг-стратегии и богатый арсенал личностных стратегий позволяют ему грамотно выстроить беседы-сеансы психотерапии. Психолог, консультации у которого, как и терапия, обладает трансцендентностью (способностью взглянуть на ситуацию со стороны). Данное качество помогает увидеть многоаспектность и вариативность жизненных выборов, не давая им в то же время превратиться в хаос, придает множеству выборов системность и упорядоченность во главенстве с основной целью.

Зарождение экзистенциальной терапии

Особенностью экзистенционального подхода является то, что в нем отсутствует методологическая база техник и приемов для решения психологических проблем пациентов. Отсюда ошибочное понимание сути терапии, которая ассоциируется с неясными терминами «хайдеггеровский», «гуманистический», «сартрианский», «встреча», «ответственность», «подлинность». Создается впечатление, что экзистенциальный терапевт представляет собой некоего философа с «кашей» в голове с лицензией на импровизацию, разрешением действовать, как его левая нога пожелает.

На самом деле это не так. Отсутствие систематизации в виде техник и приемов не свидетельствует о сумбурности. Процесс психотерапии делится на этапы, а направление бесед – на определенные ключевые моменты. Происходит приложение определенных философских концепций и парадигм к психологии и психотерапии. В рамках самой психологии такие концепции были переработаны из массы «мудрствований» в стройные психотерапевтические доктрины, базой чему послужили многочисленные исследовательско-экспериментальные работы. Получился конгломерат, ставший результатом обобщения большого числа эмпирических фактов. Задействуя этот бесценный опыт психологии, экзистенциальный психотерапевт помогает клиенту выбраться на путь более ясного представления действительности, наполняя его жизненной энергией и оптимизмом.

Актуальность экзистенциальной психотерапии

Согласно С. Кьеркегору, человек в своем развитии проходит три стадии:

  • эстетическая (слепое следование своим желанием и проживание жизни только с целью получения удовольствия);
  • моральная (жизнь в соответствии с общепринятыми нормами, осознание своих обязанностей и ответственности);
  • религиозная (вступление в контакт с Богом)

Но экзистенциализм совпадает с ним только в первых двух пунктах, а последний же совмещен с духовностью как высшей мерой деятельности. Она не отождествляется ни с какой религией, а служит показателем правильной интериоризации норм социума и мерой развитости навыков целеполагания. При том постановка правильной цели в долгосрочной перспективе и умение идти к ней шаг за шагом становится предметом развития.

Следует помнить, что экзистенциальная терапия помогает для категории пациентов, не имеющих внутреннего «двигателя» для активной деятельности. Их поступки носят машинальный характер, настроение пониженное, а общий эмоциональный тонус колеблется в рамках от плохого к очень плохому. Данные феномены задерживают их личностное развитие и тормозят продвижение по карьерной лестнице.

Терапевт помогает им увидеть, как их ощущения меняются в зависимости от мировозрения.

Основоположником данного вида терапии стал психиатр из Швейцарии Людвиг Бинсвангер. Центральным феноменом человеческого существования он считал «способ бытия человека в мире». Понимание психотерапии как «бытие в мире» стало прорывом в психологии на то время, когда стало понятно, что устаревшая психодинамическая психотерапия Фрейда не действует на некоторых пациентов. В отличие от действительно страдающих неврозами и психозами, они ничем примечательным не стадали, нарушений развития в детстве не имели. На фоне отсутствия психотравмирующего опыта и вырастания в благополучных семьях они все же выглядели «погасшими», выхолощенными и безынициативными, отчего испытывали неопределенный дискомфорт сами и вызывали недоумение у окружающих.

 Экзистенционализм стал третьей силой после открытия психодинамической и когнитивно-поведенческой терапий. Он помог улучшать состояние тех пациентов, состояние которых не было обусловлено наличием психотравмирующего опыта в детстве или взрослой жизни, и при том не имевших ложных когнитивных установок. Философствование, которое в гештальт-терапии признается негативным фактором, некой защитной реакцией рационализации, в экзистенциальном психоанализе стало орудием решения проблем бытия человека в мире.


Опубликовано

в

от

Поиск

Соцсети