Центральным предметом изучения в психологии становится личность, ведь именно от ее строения и зависит поведение человека. Личность соткана из множества нитей опыта, установок, воспитания, переживаний человека и представляет собой индивидуальную манеру отреагирования индивида в различных жизненных обстоятельствах.
Теории личности
С конца 19 века развилось много школ, дающих свою интерпретацию понятия личности и движущих факторов в ее развитии.

У каждого теоретического ответвления есть свои ведущие психологи, рассмотрение определения личности которых представляет особый интерес.
Личность по Ананьеву
Б.Г. Ананьев определял личность как самостоятельного индивида, способного к саморегуляции и сознательной организации своей деятельности. Такое достижимо на основе усвоения норм юридического и нравственного права. Каждая личность обладает направленностью, формирующейся на базе совокупности устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
Интересы, потребности и склонности, содержащиеся в сложной системе разнохарактерных мотивов, отражают социальные роли человека и различные стороны его социальной деятельности.

Определение личности Платонова
Относительная произвольность – отличительная черта определения понятия «личность» от Платонова, который считал ее структурой динамической, т.е. постоянно находящейся в движении и изменении. Его идеи основываются на соразмерном отношении социального и биологического в личности, а их точные пропорции остаются вопросом спорным.
Воспитание формирует направленность личности, а биологические задатки здесь не играют важной роли.
К свойствам личности он относил и опыт, сводящийся к отработанным и сравнительно закрепленным в поведении:
— навыкам;
— умениям;
— привычкам
Их типичность как результат закрепления в обучении и практике позволяет им стать компонентами личности.
Индивидуальные особенности психических процессов и функций Платонов также относил к важным составляющим личности, а располагал в таком порядке:
1. Память.
2. Эмоции.
3. Ощущения.
4. Мышление.
5. Чувства.
6. Воля.
7. Восприятие.
На индивидуальном уровне их можно сформировать при помощи упражнений. Таким образом они становятся именно «динамичными», т.е. подвергающимися изменениям. При постоянном совершенствовании качество личности в 20 и 30 лет одного и того же индивида может существенно различаться.

Концепт личности по Мясищеву
В.Н. Мясищев на первое место выдвигал окружение человека, а характер его взаимоотношений со средой и определяет его личность. Субъективные взаимоотношения строятся согласно иерархии подчиненных и господствующих отношений. Аспекты бытия не все имеют одинаковый «вес» в его глазах. Те концепты, которые интересуют его больше всего, и к которым он относится наиболее трепетно составляют доминирующую группу в иерархии, остальные – подчиненную. Соответственно, свойства реакций на них, носят принципиально разный характер.
Мясищев утверждал, что личность состоит из 4-х компонентов:
— доминирующих отношений (смысл жизни, счастье);
— психического уровня человека (достижения);
— динамики реакций личности (темперамент);
— общей структуры личности (интегративной взаимосвязи ее компонентов)
Баланс вышеперечисленного становится залогом формирования успешной, самодостаточной, аутентичной личности.
Тщательно выверенные гипотезы личности вышеперечисленных ученых-психологов позволяют лучше раскрыть суть центрального понятия в психологии, поскольку без личности и ее рассмотрения невозможно объяснить и предугадать стиль поведения человека при:
— конфликтах;
— разногласиях;
— возникновении стрессовой ситуации;
— ежедневной активности
Важным аспектом личности становится ее способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Роль личности в саморазвитии
Саморазвитие проходит в трех основных формах:
1. Присвоение (т.е. полное принятие норм и ценностей окружающего общества);
2. Отчуждение (стремление выделиться из толпы, обретение индивидуальных качеств);
3. Идентификация (сравнение себя с любимым объектом, максимальное приближение к его эмоциональному и физическому уровню).
Теория бихевиоризма отсекает наличие врожденных способностей и задатков, с помощью которых личность могла бы быстрее развиваться. Только условия жизни и окружения могут сформировать тот тип личности, который виден «на выходе».
Экзистенциалисты ставят на первое место достижение некой гармонии, а к ней можно приблизиться путем беспрестанного саморазвития и отшлифовки лучших качеств.
Теория безусловного и неизбежного позитива оперирует понятием «неограниченного потенциала от рождения», раскрыться которому помогут только определенные условия содержания, воспитания и пр.
Школа Ананьева относится к направлению, уверяющему в генетической предрасположенности к академическому успеху. Ее последователи приводили в доказательство успехи в учебе детей из семей интеллигенции в сравнении с детьми разнорабочих и крестьян, которые давали весьма низкие показатели.
Факторы, искажающие и замедляющие личностный рост
К пагубным факторам, не дающим личности развиться относятся конфликты в бессознательном, вытекающие в тревогу, депрессию и пр. Неуспешное прохождение какого-либо жизненного этапа и связанные с этим эмоциональные мучения, прежде всего сожаления об упущенных возможностях, также ставят крест на гармоничном развитии личности впоследствии и приводят к:
— социальным проблемам;
— суицидальному поведению;
— психо-эмоциональному дискомфорту
Личностный рост возможен лишь при индивидуальном саморазвитии, направленном на апгрейд нравственных, моральных и др. качеств, повышающих собственный потенциал.
Добавить комментарий