• consultant@best-psiholog.ru

    Что такое личность, и почему важно ею стать

    Что такое личность, и почему важно ею стать

    Центральным предметом изучения в психологии становится личность, ведь именно от ее строения и зависит поведение человека. Личность соткана из множества нитей опыта, установок, воспитания, переживаний человека и представляет собой индивидуальную манеру отреагирования индивида в различных жизненных обстоятельствах.

    Теории личности

    С конца 19 века развилось много школ, дающих свою интерпретацию понятия личности и движущих факторов в ее развитии.

    У каждого теоретического ответвления есть свои ведущие психологи, рассмотрение определения личности которых представляет особый интерес.

    Личность по Ананьеву

    Б.Г. Ананьев определял личность как самостоятельного индивида, способного к саморегуляции и сознательной организации своей деятельности. Такое достижимо на основе усвоения норм юридического и нравственного права. Каждая личность обладает направленностью, формирующейся на базе совокупности устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

    Интересы, потребности и склонности, содержащиеся в сложной системе разнохарактерных мотивов, отражают социальные роли человека и различные стороны его социальной деятельности.

    Определение личности Платонова

    Относительная произвольность – отличительная черта определения понятия «личность» от Платонова, который считал ее структурой динамической, т.е. постоянно находящейся в движении и изменении. Его идеи основываются на соразмерном отношении социального и биологического в личности, а их точные пропорции остаются вопросом спорным.

    Воспитание формирует направленность личности, а биологические задатки здесь не играют важной роли.

    К свойствам личности он относил и опыт, сводящийся к отработанным и сравнительно закрепленным в поведении:

    — навыкам;

    — умениям;

    — привычкам

    Их типичность как результат закрепления в обучении и практике позволяет им стать компонентами личности.

    Индивидуальные особенности психических процессов и функций Платонов также относил к важным составляющим личности, а располагал в таком порядке:

    1. Память.

    2. Эмоции.

    3. Ощущения.

    4. Мышление.

    5. Чувства.

    6. Воля.

    7. Восприятие.

    На индивидуальном уровне их можно сформировать при помощи упражнений. Таким образом они становятся именно «динамичными», т.е. подвергающимися изменениям. При постоянном совершенствовании качество личности в 20 и 30 лет одного и того же индивида может существенно различаться.

    Концепт личности по Мясищеву

    В.Н. Мясищев на первое место выдвигал окружение человека, а характер его взаимоотношений со средой и определяет его личность. Субъективные взаимоотношения строятся согласно иерархии подчиненных и господствующих отношений. Аспекты бытия не все имеют одинаковый «вес» в его глазах. Те концепты, которые интересуют его больше всего, и к которым он относится наиболее трепетно составляют доминирующую группу в иерархии, остальные – подчиненную. Соответственно, свойства реакций на них, носят принципиально разный характер.

    Мясищев утверждал, что личность состоит из 4-х компонентов:

    — доминирующих отношений (смысл жизни, счастье);

    — психического уровня человека (достижения);

    — динамики реакций личности (темперамент);

    — общей структуры личности (интегративной взаимосвязи ее компонентов)

    Баланс вышеперечисленного становится залогом формирования успешной, самодостаточной, аутентичной личности.

    Тщательно выверенные гипотезы личности вышеперечисленных ученых-психологов позволяют лучше раскрыть суть центрального понятия в психологии, поскольку без личности и ее рассмотрения невозможно объяснить и предугадать стиль поведения человека при:

    — конфликтах;

    — разногласиях;

    — возникновении стрессовой ситуации;

    — ежедневной активности

    Важным аспектом личности становится ее способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

    Роль личности в саморазвитии

    Саморазвитие проходит в трех основных формах:

    1. Присвоение (т.е. полное принятие норм и ценностей окружающего общества);

    2. Отчуждение (стремление выделиться из толпы, обретение индивидуальных качеств);

    3. Идентификация (сравнение себя с любимым объектом, максимальное приближение к его эмоциональному и физическому уровню).

    Теория бихевиоризма отсекает наличие врожденных способностей и задатков, с помощью которых личность могла бы быстрее развиваться. Только условия жизни и окружения могут сформировать тот тип личности, который виден «на выходе».

    Экзистенциалисты ставят на первое место достижение некой гармонии, а к ней можно приблизиться путем беспрестанного саморазвития и отшлифовки лучших качеств.

    Теория безусловного и неизбежного позитива оперирует понятием «неограниченного потенциала от рождения», раскрыться которому помогут только определенные условия содержания, воспитания и пр.

    Школа Ананьева относится к направлению, уверяющему в генетической предрасположенности к академическому успеху. Ее последователи приводили в доказательство успехи в учебе детей из семей интеллигенции в сравнении с детьми разнорабочих и крестьян, которые давали весьма низкие показатели.

    Факторы, искажающие и замедляющие личностный рост

    К пагубным факторам, не дающим личности развиться относятся конфликты в бессознательном, вытекающие в тревогу, депрессию и пр. Неуспешное прохождение какого-либо жизненного этапа и связанные с этим эмоциональные мучения, прежде всего сожаления об упущенных возможностях, также ставят крест на гармоничном развитии личности впоследствии и приводят к:

    — социальным проблемам;

    — суицидальному поведению;

    — психо-эмоциональному дискомфорту

    Личностный рост возможен лишь при индивидуальном саморазвитии, направленном на апгрейд нравственных, моральных и др. качеств, повышающих собственный потенциал.

    Всего прочитали 130 , Сегодня прочитали 1 

    admin

    Оставьте свое сообщение

    Купить ссылку здесь за руб.
    Поставить к себе на сайт