Что такое личность, и почему важно ею стать

Центральным предметом изучения в психологии становится личность, ведь именно от ее строения и зависит поведение человека. Личность соткана из множества нитей опыта, установок, воспитания, переживаний человека и представляет собой индивидуальную манеру отреагирования индивида в различных жизненных обстоятельствах.

Теории личности

С конца 19 века развилось много школ, дающих свою интерпретацию понятия личности и движущих факторов в ее развитии.

У каждого теоретического ответвления есть свои ведущие психологи, рассмотрение определения личности которых представляет особый интерес.

Личность по Ананьеву

Б.Г. Ананьев определял личность как самостоятельного индивида, способного к саморегуляции и сознательной организации своей деятельности. Такое достижимо на основе усвоения норм юридического и нравственного права. Каждая личность обладает направленностью, формирующейся на базе совокупности устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Интересы, потребности и склонности, содержащиеся в сложной системе разнохарактерных мотивов, отражают социальные роли человека и различные стороны его социальной деятельности.

Определение личности Платонова

Относительная произвольность – отличительная черта определения понятия «личность» от Платонова, который считал ее структурой динамической, т.е. постоянно находящейся в движении и изменении. Его идеи основываются на соразмерном отношении социального и биологического в личности, а их точные пропорции остаются вопросом спорным.

Воспитание формирует направленность личности, а биологические задатки здесь не играют важной роли.

К свойствам личности он относил и опыт, сводящийся к отработанным и сравнительно закрепленным в поведении:

— навыкам;

— умениям;

— привычкам

Их типичность как результат закрепления в обучении и практике позволяет им стать компонентами личности.

Индивидуальные особенности психических процессов и функций Платонов также относил к важным составляющим личности, а располагал в таком порядке:

1. Память.

2. Эмоции.

3. Ощущения.

4. Мышление.

5. Чувства.

6. Воля.

7. Восприятие.

На индивидуальном уровне их можно сформировать при помощи упражнений. Таким образом они становятся именно «динамичными», т.е. подвергающимися изменениям. При постоянном совершенствовании качество личности в 20 и 30 лет одного и того же индивида может существенно различаться.

Концепт личности по Мясищеву

В.Н. Мясищев на первое место выдвигал окружение человека, а характер его взаимоотношений со средой и определяет его личность. Субъективные взаимоотношения строятся согласно иерархии подчиненных и господствующих отношений. Аспекты бытия не все имеют одинаковый «вес» в его глазах. Те концепты, которые интересуют его больше всего, и к которым он относится наиболее трепетно составляют доминирующую группу в иерархии, остальные – подчиненную. Соответственно, свойства реакций на них, носят принципиально разный характер.

Мясищев утверждал, что личность состоит из 4-х компонентов:

— доминирующих отношений (смысл жизни, счастье);

— психического уровня человека (достижения);

— динамики реакций личности (темперамент);

— общей структуры личности (интегративной взаимосвязи ее компонентов)

Баланс вышеперечисленного становится залогом формирования успешной, самодостаточной, аутентичной личности.

Тщательно выверенные гипотезы личности вышеперечисленных ученых-психологов позволяют лучше раскрыть суть центрального понятия в психологии, поскольку без личности и ее рассмотрения невозможно объяснить и предугадать стиль поведения человека при:

— конфликтах;

— разногласиях;

— возникновении стрессовой ситуации;

— ежедневной активности

Важным аспектом личности становится ее способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Роль личности в саморазвитии

Саморазвитие проходит в трех основных формах:

1. Присвоение (т.е. полное принятие норм и ценностей окружающего общества);

2. Отчуждение (стремление выделиться из толпы, обретение индивидуальных качеств);

3. Идентификация (сравнение себя с любимым объектом, максимальное приближение к его эмоциональному и физическому уровню).

Теория бихевиоризма отсекает наличие врожденных способностей и задатков, с помощью которых личность могла бы быстрее развиваться. Только условия жизни и окружения могут сформировать тот тип личности, который виден «на выходе».

Экзистенциалисты ставят на первое место достижение некой гармонии, а к ней можно приблизиться путем беспрестанного саморазвития и отшлифовки лучших качеств.

Теория безусловного и неизбежного позитива оперирует понятием «неограниченного потенциала от рождения», раскрыться которому помогут только определенные условия содержания, воспитания и пр.

Школа Ананьева относится к направлению, уверяющему в генетической предрасположенности к академическому успеху. Ее последователи приводили в доказательство успехи в учебе детей из семей интеллигенции в сравнении с детьми разнорабочих и крестьян, которые давали весьма низкие показатели.

Факторы, искажающие и замедляющие личностный рост

К пагубным факторам, не дающим личности развиться относятся конфликты в бессознательном, вытекающие в тревогу, депрессию и пр. Неуспешное прохождение какого-либо жизненного этапа и связанные с этим эмоциональные мучения, прежде всего сожаления об упущенных возможностях, также ставят крест на гармоничном развитии личности впоследствии и приводят к:

— социальным проблемам;

— суицидальному поведению;

— психо-эмоциональному дискомфорту

Личностный рост возможен лишь при индивидуальном саморазвитии, направленном на апгрейд нравственных, моральных и др. качеств, повышающих собственный потенциал.


Опубликовано

в

от

Метки:

Поиск

Соцсети